• Оценка стоимости бизнеса (акций, долей)

    Бизнес - (англ, business — дело, предпринимательство) — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Бизнес в небольших масштабах на малых фирмах называют малым.

    Оценка бизнеса (акций, долей) - это определение рыночной стоимости организации (предприятия, приносящей прибыль собственнику. Рыночная стоимость в таком случае складывается из стоимости всех ее активов: движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, финансовых вложений, товарных запасов. При этом отдельно оценивается эффективность компании, ее репутация на рынке, ее потенциальный доход, перспективы дальнейшей работы и возможности расширения.

    Стоимость компании - это объективный показатель результатов её деятельности. Определение стоимости бизнеса крайне важно для оценки эффективности принятия управленческих решений, направленных на увеличение стоимости компании. В связи с тем, что балансовая стоимость активов обычно сильно отличается от их рыночной стоимости, однозначно прослеживается необходимость оценки при привлечении инвестиций и кредитных ресурсов. Проведение оценки бизнеса предполагают и различные виды реструктуризации предприятия: ликвидация, слияние, поглощение, выделение. Также хорошо просматривается возрастающий интерес со стороны владельцев предприятий к использованию стоимости объектов интеллектуальной собственности и таких нематериальных активов, не отражаемых в бухгалтерском учете, как Brandname и Good-will (репутация фирмы). В настоящее время это имеет большое значение, для определения реальной стоимости предприятия и понимания его перспектив.

    Целями оценки бизнеса (акций, долей) могут быть:

    1. Повышение эффективности управления предприятием.

    2. Обоснование инвестиционного решения.

    3. Разработка плана развития (бизнес-план).

    4. Реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение).

    5. Определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной (полной) покупки (продажи), при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.

    6. Определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей его капитала.

    7. Определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании.

    8. Определение рыночной стоимости имущества при страховании.

    9. Определение налогооблагаемой базы предприятия.

    10. Переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета.

    Сроки исполнения и стоимость услуг

    Стоимость и сроки исполнения зависят от размеров и специфики деятельности компании (предприятия), а также других факторов. Точная стоимость работ может быть установлена после консультации с оценщиком.

    Объект оценки Срок оценки Стоимость оказания услуги

    Микропредприятия

    (размер выручки менее 5 млн. руб.)

    5 - 7 дней от 30 000 руб.

    Малые предприятия

    (размер выручки до 50 млн. руб.)

    7-10 дней от 50 000 руб.

    Средние предприятия

    (размер выручки до 500 млн. руб.)

    10-14 дней от 90 000 руб.

    Крупные предприятия

    (размер выручки свыше 500 млн. руб.)

    14 - 20 дней от 150 000 руб.

    Акции (доли) для нотариуса

    3 дня от 1 500 руб.

    Стоимость доставки отчета

    в пределах МКАД 500 руб.

    Стоимость доставки отчета

    за МКАД

    500 руб. + 100 руб.

    за каждые 10 км

    Перечень информации необходимой для оценки рыночной стоимости

    1. Выписка из реестра акционеров (ближайшая на дату оценки).

    2. Последний баланс Компании, а также годовые балансы за три последних года. Отчеты о прибылях и убытках за те же периоды. Расшифровки статей баланса и отчета о прибыли – последнего на дату оценки.

    3. Описание бизнеса и имущественного положения Компании, структуры бизнеса Компани; число работников, структура персонала; основные подразделения Компании; основные конкуренты; перечень основных заказчиков и поставщиков; перспективные целевые рынки; перспективы развития Компании.

    4. Перечень основных средств на дату последнего бухгалтерского баланса в электронном виде (в формате MS Excel).

    5. Информация по зданиям и сооружениями (или копии паспортов).

    6. Информация по объектам незавершенного строительства на дату последнего бухгалтерского баланса.

    7. Данные о земельных участках, находящихся в собственности, пользовании, аренде предприятия (площадь, целевое назначение, права на земельный участок, наличие и данные о правовых и имущественных обременениях).

    8. Ставки земельного налога, арендные ставки за земельные участки.

    9. Копии правоустанавливающих документов на земельные участки.

    10. Сведения о дебиторской задолженности на дату последнего бухгалтерского баланса.

    11. Расшифровка краткосрочных финансовых вложений организации с указанием вида финансовых вложений и балансовой стоимости (на дату последнего бухгалтерского баланса).

    12. Расшифровка краткосрочных финансовых вложений организации с указанием вида финансовых вложений и балансовой стоимости (на дату последнего бухгалтерского баланса).

    13. Расшифровка долгосрочных финансовых вложений организации с указанием вида финансовых вложений и балансовой стоимости (на дату последнего бухгалтерского баланса).

    14. Сведения о прочих оборотных активах; сведения о прочих долгосрочных вложениях и других ненулевых статей актива баланса.

    15. Сведения о полученных и предоставленных займах (долгосрочные и краткосрочные займы, кредиты, долговые бумаги) по каждому в отдельности на дату последнего бухгалтерского баланса.

    16. Сведения о лицензиях, товарных знаках, патентах, фирменных наименованиях, другие объекты интеллектуальной собственности. Копии документов, подтверждающих права Компании и ее дочерних обществ на объекты интеллектуальной собственности.

    17. Калькуляция доходов и расходов.

    18. Калькуляция себестоимости и прочих затрат.

    19. Справка о налогах, выплачиваемых Компанией.

    20. Бизнес-планы на ближайшие годы.

    21. Планируемый объем инвестиций (капитальных вложений) с разбивкой по годам и кратким описанием назначения инвестиций и экономического эффекта (увеличение производственных мощностей, замена устаревшего или изношенного оборудования, снижение затрат и т.п.).

    22. Прочая информация о компании, которую Заказчик работы считает целесообразным предоставить Оценщику.

    23. Информация о начисленных дивидендах по акциям и их выплатах за последние 3 года.

    Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку и особенностями деятельности компании (предприятия).

    Перечень информации необходимой для оценки рыночной стоимости акций для натариуса.

    1. Выписка из реестра акционеров с увказанием номера лицевого счета и количества акций.

    2. Копия паспорта заказчика.

    ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

    После заключения договора на проведение оценки услуги подлежат авансовой оплате. Заказчик по электронной почте или по факсу получает от исполнителя счёт на оплату услуг с указанием номера договора и соответствующей суммой платежа.

    Согласно условиям договора, на проведение оценки оказание услуг начинается только после их оплаты.

    При одностороннем отказе заказчика от оказания услуг уплаченные им средства могут быть возвращены в соответствии с действующим законодательством и условиями заключённого договора на проведение оценки.