• Оценка стоимости трубопроводного транспорта

    Для каждой отрасли существуют определенные особенности оценки эффективности инвестиционных проектов. Эти особенности продиктованы такими факторами как:

    1. Технические особенности объекта инвестирования.

    2. Состав и форма взаимодействия участников проекта.

    3. Законодательная база, относящаяся к данной отрасли.

    4. Налоговое окружение проектов отрасли.

    5. Рыночная ситуация в отрасли.

    Трубопроводный транспорт не является исключением и приведенные выше факторы оказывают существенное влияние на методы оценки инвестиционных проектов в сфере трубопроводного строительства.

    Трубопроводный транспорт является важнейшей и неотъемлемой частью топливно-энергетического комплекса России. В стране функционирует одна из крупнейших в мире сетей магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов, протяженностью более 240 тыс. км.

    Основной задачей трубопроводного транспорта является транспортировка энергетических ресурсов от месторождений до конечного потребителя. Помимо поставок ресурсов внутри страны, посредством трубопроводного транспорта осуществляются поставки зарубежным потребителям.

    Особенность трубопроводного транспорта в части оценки эффективности инвестиций заключается в том, что он является промежуточным звеном в цепи добыча-потребитель, но при этом должен оцениваться как полноценный инвестиционный проект со своими доходами, расходами и, соответственно, эффективностью.

    Рассмотрение трубопроводного транспорта как отдельного экономического субъекта в том числе связано с необходимостью доступа независимых производителей ресурсов к транспортировке, при условии, что около 95% трубопроводов принадлежит компаниям-монополистам. Политика допущения независимых производителей ресурсов к транспортировке по трубопроводам соответствует антимонопольному законодательству Российской Федерации.

    Доходная часть компании - оператора трубопроводной системы формируется за счет платежей, уплачиваемых владельцем транспортируемого ресурса по определенному тарифу.

    Сложность установления тарифа заключается в невозможности определения среднерыночной стоимости транспортировки по причине уникальности технико-экономических характеристик каждого трубопроводного проекта. К таким характеристикам относится мощность, количество ниток, количество перекачивающих станций, толщина стенки, диаметр трубопровода и др.

    Помимо этого, в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию летом 2012 года, ситуация с определением тарифов на транспортировку энергоресурсов, в том числе по трубопроводам существенно изменится. Это связано с требованием к прозрачности методики для иностранных инвесторов и регуляторов.

    Все приведенные выше факторы требуют приведения Методики определения тарифов на транспортировку к рыночным стандартам с использованием зарубежного опыта.

    В настоящее время, зарубежные методики определения тарифа на транспортировку используются в случаях, когда требуется определить экономическую эффективность международного трубопроводного проекта. Как правило, такие проекты являются концессионными с международным участием, и рекомендации Федеральной службы по тарифам в таком случае во внимание не принимаются.

    Целями оценки зданий и сооружений трубопроводного транспорта могут быть:

    1. Подготовка сделок купли-продажи недвижимости.

    2. Проведение приватизации.

    3. Необходимость использования выявленной стоимости объекта в качестве уставного капитала.

    4. Получение кредита под залог недвижимости.

    5. Разработка тарифов на транспортировку.

    6. Оценка стоимости инвестиций в строительство.

    Сроки исполнения и стоимость услуг

    Трубопроводный транспорт по своим конструктивным характеристикам и назначению представляют собой широкий спектр объектов недвижимости. В связи с этим цена услуги по оценке стоимости может быть определена после ознакомления оценщика с документами на объект оценки.

    Перечень документов необходимых для оценки трубопроводного транспорта

    1. Инвентарный перечень газотранспортного имущества в соответствии с бухгалтерской отчетностью.

    2. Технический паспорт.

    3. Расшифровка капитальных вложений.

    4. Планируемые объемы транспортировки нефти, газа и др.

    5. Данные о земельных участках.

    6. Другие документы, перечень которых может быть уточнен при ознакомлении с объектом оценки.

    ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

    После заключения договора на проведение оценки услуги подлежат авансовой оплате. Заказчик по электронной почте или по факсу получает от исполнителя счёт на оплату услуг с указанием номера договора и соответствующей суммой платежа.

    Согласно условиям договора, на проведение оценки оказание услуг начинается только после их оплаты.

    При одностороннем отказе заказчика от оказания услуг уплаченные им средства могут быть возвращены в соответствии с действующим законодательством и условиями заключённого договора на проведение оценки.